Работа (не святое) / Совет дизайнерам #14

Я вот написал, что люблю свою работу — я ее действительно люблю, но я не расшифровал, что именно я в ней люблю. А поскольку я зануда, я не усну, пока не расшифрую. Короче, я графический и веб-дизайнер. Это значит, что я, так или иначе, создаю что-то из ничего. Говоря понятнее, я создаю добавочную стоимость. Ну, например, безымянный пузырек с таблетками ничего не стоит; брендированный — может стоить очень даже чего. Название компании, набранное шрифтом Arial на листе А4 ничего не стоит, а вот логотип компании, размещенный на, скажем, фасаде здания, стоит очень даже чего. Сырые и обрывочные данные ничего не стоят; а они же, проанализированные, структурированные и сверстанные могут быть проданы за… за очень даже чего. И так далее. И если рассматривать дизайнера не как «человека, который что-то там рисует», а шире — получается очень тяжелая, очень интересная и очень разнообразная работа, делая которую хорошо можно реально словить не один оргазм.

Я уже давно не позиционирую себя, как «человека, владеющего программами компьютерной графики» (даже наоборот — ими я, как раз, владею слегка больше, чем «средне»). Наоборот, я пытаюсь и, по возможности, расширяю понятие «дизайнер» как для себя, так и для клиентов. Однажды друг мне сказал «ты так допиздишься до того, что офтальмолог — это дизайнер глаза». Он думал, я поржу. А я задумался, и понял, что да, допижжюсь. Если двенадцать лет назад меня пёрло от того, «как красиво получается, если в Фотошопе сделать так, а потом эдак», то пять лет назад меня перло от того, как можно переформулировать текст из пяти страниц так, чтобы он занял три абзаца, остался понятным, и на него «наделась» бы какая-то клевая графическая идея. Два года назад меня перло от того, как можно из хаоса в клиентской голове родить интерфейс сайта, заполнить его контентом и сделать так, чтобы посторонним людям было хоть капельку интересно на нем находиться. И это, разумеется, доля процента из массы того, от чего меня прет.

Но, и два, и пять, и десять лет назад больше всего меня перло от той части работы, которая в результате не видна (ну или как минимум о которой не задумываются). Ну, например, человек, разглядывающий крутой креативный постер наверняка подумает «дизайнер молодец!». А человек, покупающий в магазине томатную пасту никогда не подумает «бля, дизайнер так круто сделал этикетку, что я взял эту пасту, хотя рядом стояла на три рубля дешевле!»; человек просто положит томатную пасту в сумку и принесет ее домой. Ну или, например, акционер-миноритарий, пролистывая годовой отчет компании А никогда не задумается, почему он легче и проще воспринимает информацию из этого отчета, а от отчета компании Б у него болят глаза и сжимаются яйца. И так далее. Это как с каруселями в парках развлечений: когда я на них катаюсь (а я это делаю регулярно и с удовольствием), я кайфую больше не от утраченной гравитации или ощущения «бля, щас ебнемся», а от того, как какой-то безымянный инженер все это рассчитал так, что толпа людей не умирает, а кричит от ужаса/восторга. То есть понимание того, что за моим восторгом стоит точный расчет штырит меня больше, чем сам восторг.

По этой же причине я никогда в жизни не соглашался ни на какие хоть капельку публичные должности. Ну, скажем, я слегка владею устной речью. Мне не раз предлагали использовать это качество на посту типа пресс-секретаря. Хуй-на-нэ, я не хочу толпе долбоебов что-то рассказывать, я хочу тихонько думать, иметь свою свободу принятия решений и делать скучную/незаметную/непонятную работу, результатом которой потом пользуются тысячи и десятки тысяч людей. Ну или, например, я слегка владею письменной речью, поэтому мне (хотел написать «несколько раз», потом понял, что дохуя раз) предлагали писать статьи на определенные темы в определенные издания, подписывая их своим/не своим именем. Хуй-на-нэ, все что мне надо я скажу в https://glazunov.am/blog, а остальное время лучше потрачу на скучную/незаметную/непонятную работу, результатом которой потом пользуются тысячи и десятки тысяч людей. И так далее.

Сегодня один клиент мне сказал «все, ты теперь мой советник». Это клево, в смысле хороший дизайнер — как хороший гинеколог смешанный с психологом: клиенты к нему идут не только, когда нужно «что-то нарисовать», но и когда они просто растеряны, когда у них «непонятные боли» и когда луна полная. Хороший дизайнер сам ли, с помощью ли более компетентных коллег сделает анализы, выдаст направление, выпишет рецепт, возьмет бабло (бля, а как еще?) и будет с удовольствием наблюдать, как его лекарство работает. Или будет с не меньшим удовольствием подбирать другое лекарство, потому что хороший дизайнер — не таблица умножения, он иногда ошибается, но всегда признает ошибку и прёт искать способы ее решения.

Сегодня я большую часть дня как раз занимался любимой работой — такой, на которой не будет моего копирайта и про которую не подумают, что в ней вообще был замешан дизайнер, но которой будут пользоваться десятки и сотни людей и завтра и через год. Короче, я весь день занимался тяжелой, нудной и даже, наверное, скучной работой и кайфовал.

Завтра продолжу. И послезавтра. И послепослезавтра.

P. S. Частота обращения клиентов, кстати, отлично регулирует платность и стоимость этой услуги. Скажем, дизайнер за всю жизнь создал два сайта и раз в месяц к нему обращаются клиенты за помощью. Он оказывает ее бесплатно, потому что у него дохуя времени. Если же дизайнер чувствует, что на «советы и консультации» тратит больше, чем пол дня — это отличный повод сделать «советы и консультации» платными, в этом нет ничего стыдного. Время специалиста стоит денег, это нормально. Время ученика стоит знаний и (чаще всего, если ученик не еврей и не армянин) не стоит денег, это тоже нормально.

Вконтактнуть
Телеграмнуть
alexandr@glazunov.am     |     © 2020–2024 Александр Глазунов
Ссылка на эту страницу: https://glazunov.am/blog/rabota-ne-svyatoe